Вице-президент по корпоративным вопросам компании «Балтика» Даниил Бриман: «К лету будущего года на азербайджанский рынок будет выпущено 5 основных брендов пива «Балтика»

- В этом мире все относительно. Если сравнивать с районами крайнего севера России, где очень холодно, где спиртные напитки служат фактором выживаемости, то да, наверное в Азербайджане пьют не много. Но если сравнивать жителей вашей страны с жесткими религиозными государствами, такими как Иран, то можно сказать, что азербайджанцы очень даже пьющая нация. Когда речь идет том, что мало пьют пива, мы говорим о том, что в Азербайджане укоренилась культура потребления крепких напитков — водка, коньяк и прочее. Разумеется, есть определенные правила, дань уважения религии, все это накладывает свои ограничения. Но решение о том, чтобы прийти на азербайджанский рынок связано со следующими факторами: мы видим, что в целом Азербайджан это светское государство, значит, мы не ожидаем здесь существенных угроз или каких-то жестких религиозных ограничений — в здоровом обществе среди взрослых людей принято употреблять алкоголь. Второе мы берем во внимание страны подобные Турции — видим очень близкие культурные связи с Азербайджаном, история, традиции. Говоря о Турции, мы знаем, что это страна с глубокими историческими корнями, уважением к религии, но в то же время светское государство, которое стремится в Европейский союз. Эта страна, которая подчеркивает свою восточную особенность, но она, параллельно подвержена глобальным изменениям экономики и общества. И в этой стране пиво один из очень популярных напитков. А с развитием экономики и международной связи — туризма, культурного обмена, этот продукт становится еще более популярным.

Третий фактор. Мы думаем, что Азербайджан будет демонстрировать в будущем изменения в сторону южной культуры потребления спиртных напитков. Есть северный тип потребления напитков, есть южный. Северный, это такие страны как Россия, Польша, Финляндия, Швеция, где отдают предпочтение крепкому спиртному. Страны южного типа, такие как Италия, Франция, Испания, страны Балканского полуострова, та же Турция, больше пьют менее крепкий алкоголь — вино, пиво, смешивают коктейли на основе алкогольных напитков. В этих странах жарко и крепкий алкоголь сложнее пить.

Мы надеемся, на то, что в Азербайджане поменяется культура потребления спиртных напитков в сторону южного типа. И хотим, чтобы это произошло и в России и в Северной Европе. Этот образ жизни предполагает возможность культурного общения, «а не напиваться». Предполагаем, что эта тенденция скоро произойдет с учетом вливания Азербайджана в мировую экономику, в чем не трудно убедиться. Факты, как говорится, налицо — строительный бум, интенсивный культурно-экономический обмен с Европой, странами Северной и Южной Америки, Россией. Рассчитываем, что все это приведет к тому, что и в области образа жизни Азербайджан будет не копировать, но в чем-то станет похожим на тот образ жизни, те принципы времяпрепровождения, которые приняты везде в мире — клубы, рестораны, бары. Деловые встречи не только за столом в кабинете, но и во время обедов и ужинов, или вечеринок и мероприятий. Безусловно, все это предполагает потребление алкоголя. Но мы как раз приветствуем, кстати, поддерживают это и российские политики, стремление в сторону южного потребления алкоголя. Если мы говорим, что алкоголь это неотъемлемая часть жизни людей, то пусть это будет алкоголь не крепкий, который позволяет сохранять здоровье, здравый смысл, и позволяет привнести в жизнь что-то новое.

Надеемся, что те реальные изменения которые происходят в обществе, экономике, мире приведут к тому, что Азербайджан как заметное государство на стыке средней Азии и Кавказа и в рамках СНГ будет развиваться не только в области экономики и политики, но и в повседневной жизни. Пиво станет продуктом более популярным. Напиток этот в умеренных количествах полезен для здоровья, он полностью натурален, он не содержит химикатов и содержит небольшое количество алкоголя. Это напиток общения, дружбы, футбола, спорта. Все эти факторы предполагают, что наши инвестиции будут успешными. Ну и безусловно, наличие производства в Закавказском регионе позволит «Балтике» снизить логистические издержки, а впоследствии разработать новые экспортные маршруты.

- Намерена ли компания «Балтика» сохранить штат и потенциал сотрудников завода «Баку-Кастель» или будут производиться какие-то трансформации?

- Когда мы идем на какое-либо предприятие, наша цель максимально сохранить имеющиеся традиции. Например, предприятие «Балтика Вена» в Санкт-Петербурге, и «Балтика Пикра» в Красноярске работают с 1874-75 годов.
Есть совсем молодые заводы в Хабаровске, им буквально исполнилось несколько лет. Тем не менее, когда мы приобретали новые предприятия и приходили в те, которые уже работали, старались сохранять и брать на производство местные кадры, безусловно, специалистов своего дела. Это вопрос №1 для нас. В данном случае исключений не будет. Мы работаем в Баку, в Азербайджане, поэтому мы хотим, чтобы большинство людей, занятых на предприятии были из Баку и это были азербайджанцы. Думаем, что они лучше знают и понимают местные образ жизни, традиции, культуру и обычаи. Второй критерий, это разумеется профессионализм. Мы уверены в том, что и предыдущий владелец работает не один год. «Баку-Кастель» — предприятие с большой историей, здесь работает хороший коллектив. Поэтому мы надеемся, что основной костяк, скелет коллектива сохранится.

И грядущие изменения, скорее всего, будут связаны с набором персонала дополнительно и по расширению предприятия. На сегодняшний момент, сегодня у нас на бакинском заводе условно три экспата из России — генеральный директор, финансовый директор и руководитель службы продаж. Остальные люди местные. Вот совсем недавно мы приняли новых сотрудников — службу персонала. Все они азербайджанцы.

- Сколько человек сейчас задействованы на предприятии?

- В настоящее время на предприятии, с учетом сезонности, которая имеет в Азербайджане ярко выраженный перепад в 14 раз, задействован постоянный коллектив и временные работники. Постоянный коллектив — 250 человек. Т.е. это те, кто работает в штате предприятия, непрерывно, вне зависимости от сезона. То же число работников до 250 человек мы набираем временно на лето постепенное уменьшение которого происходит к осени, совсем мало зимой, пока вновь не начинается набор к весне и доходит до своего пика летом. Иначе говоря в высокий сезон постоянных и временных 50 на 50. Всего около 500. В низкий сезон зимой, порядка 250 постоянных сотрудников и где-то 30-40 человек временных работников. Те изменения, которые будут происходить зависят не только от нас. В большей степени они будут зависеть от того как будет развиваться рынок. Мы надеемся, что с нашим приходом с более профессиональным маркетингом мы сможем влиять на рынок. Начав производить пиво «Балтика» по более доступной цене без импортных пошлин, мы улучшим технологию, поменяем дизайн, введем новые упаковки. Надеемся, что это приведет к увеличению объемов продаж что приведёт к увеличению потребление пива, a оно в Азербайджане увеличивается из года в год. В зависимости от того как эта тенденция будет происходить дальше, можно прогнозировать, что количество постоянного персонала будет расти в перспективе нескольких лет, вполне вероятно, что эта численность, с учетом планируемой мощности завода удвоится.

- На основе какого сырья будет производиться производство пива «Балтика»? Местного или завозного?

- Пиво высокого качества предполагает соответствующим образом подготовку сырья. Если мы говорим про хмель, то в целом в мире не много регионов, в Северной Америке и Европе где выращивается пивоваренный хмель очень хорошего качества. Думаю, что пока в Азербайджане нет хмеля хорошего качества, будем его завозить. Другой очень важный и основной компонент — солод. Мы знаем, что здесь есть регионы, где возможно производство солода. Но для многих наших сортов нужны специальные сорта ячменя, поэтому пока мы предполагаем, что значительная часть солода будет импортироваться. Например, 10 лет назад 90% солода в Россию мы импортировали из-за за рубежа, и только 10% было местным. Сейчас 90% солода-ячменя выращивается в России и только 10% завозится из-за рубежа. Это удалось благодаря тому, что привезли хороший семенной фонд, добились правильной культуры возделывания и местные специалисты сумели его производить. Хотя 10 лет назад всем казалось это невозможным.

Думаю, что Азербайджан не будет исключением. Разумеется будем стараться находить партнеров здесь в агропромышленном секторе, давать им семенной фонд, правильные технологии. Рассчитываем, что если здесь есть регионы земледелия, которые позволяют выращивать солод и делают рентабельным производство ячменя в Азербайджане, то два других компонента будут местными. Как говорят в пиве всего четыре компонента — хмель, солод, вода и совесть пивовара. Вода безусловно будет использоваться очищенная местная. Ну и совесть пивовара — это правильная рецептура, хорошие технологии и профессионально подготовленные кадры. Поэтому мы уверены, что эти два основных компонента буду в любом слу
чае делать пиво в Азербайджане особенным. Это будет местное пиво. И все, всегда, думаю, смогут его выделить и отличить от любого завезенного.

- И какие бренды пива мы сможем попробовать уже в будущем году летом?

- Уверен, что пять основных брендов «Балтики» в следующем году уже будут здесь производиться. Это «Арсенальное», «Балтика-3», «Балтика-5», «Балтика-7», «Балтика-9». Возможны какие-то еще бренды. Мы, безусловно сохраним, но постараемся улучшить технологию, проведем рестайлинг дизайна и упаковки местных сортов пива — «Хырдалан», «Экспорт 33» — это основные сорта. Такова наша программа на 2009 год — основные сорта пива «Балтика» и самые популярные в России и на рынках СНГ, в том числе в Азербайджане, которые поставляются за счет экспортных поставок из России, будут производиться здесь. Отмечу, что выпуск местных сортов пива, безусловно, будет продолжаться. Вновь повторю, наше бизнес-кредо, это не ходить в «чужой монастырь со своим уставом». Поэтому если мы пришли на это предприятие, мы его купили не потому что не знали куда потратить деньги, мы его купили, потому что это было самое успешное предприятие в Азербайджане. А если оно успешное, значит здесь производят хорошее пиво, которое покупают.

- Кстати, Вам нравится наше пиво?

- Да я пробовал «Хырдалан» — хорошее пиво. Оно отличается от российского. Но оно, скажем так, похоже на любое другое хорошее светлое пиво, которое можно купить во всем мире. Разница только за счет того, что может быть другой ячмень, солод, чуть-чуть иная вода, и немножко по-другому видит пивовар, который готовит это пиво. Но классическая рецептура пива за много тысяч лет практически не менялась. В этом особенность пива. Не зря его называют жидкий хлеб и если оглянуться на 5-10 тысяч лет назад, то в мире более древнего напитка и продукта, чем хлеб и пиво нет. Даже вино появилось намного позднее. Ну а такие крепкие напитки как виски, водка, коньяк еще позднее.

- ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» намерена инвестировать в модернизацию завода «Баку-Кастель» 20 млн. долларов. Расскажите поподробнее, как это будет происходить и каким образом будет обновляться предприятие?

- Когда мы говорим об инвестициях в 20 млн. долларов, это не значит, что сумма инвестиций будет такой всегда. 20 млн. долларов — это инвестиции, которые будут вложены в это предприятие в период ближайших 6-8 месяцев. Это деньги, которые будут в основном потрачены на техническое переоснащение или дооснащение предприятия, до наступления сезона 2009 года. Для нас очень важно, чтобы мы могли в апреле, быть может в марте, уже начать производство «Балтики» в Азербайджане. Произвести какие-то изменения в упаковках местных сортов «Баку-Кастель», ввести новые. Поэтому большая часть этих средств — 90% за 6-8 месяцев будет направлена на новое оборудование и новые технологии. Это, например, расширение производства — увеличение мощностей, чтобы мы могли производить пива больше в сезон. При высокой сезонности летом мы должны произвести пива больше, чем пьем, поскольку нас кормит лето. Нам нужно иметь возможность произвести максимум того, что хотят купить у нас летом. Например, если сейчас мощность «Баку-Кастель» составляет 0,7 млн. гектолитров пива в год, то думаем, что в будущем сможем увеличить до 2-х млн. гектолитров, но это будет зависеть от роста рынка.

Производство пива «Балтика» будет производиться в традиционных бутылках и упаковках, именно поэтому сюда будет привезено соответствующее оборудование, в том числе для того, чтобы соответствовать своим стандартам вкуса и упаковки, впрочем как и везде в мире. Это для нас очень важно, чтобы потребитель, который привык покупать экспортированную «Балтику-7», например в Азербайджане, поехал бы завтра в Россию и приобрел такую же «Балтика-7». Чтобы он не подумал, что ему продали другое пиво с тем же названием. Ну и разумеется 10% инвестиций — это средства, которые мы постараемся потратить на развитие уровня торговли — холодильники, специальные аппараты, оборудование для магазинов и ресторанов. Азербайджан — жаркая страна летом. А один из ключевых факторов успеха состоит в том, чтобы пиво было хорошо охлажденным. Поэтому мы считаем, что в развитие уровня торговли также следует вкладывать деньги.

В заключении я бы добавил только одно. Когда мы приходим на новый рынок, особенно если это рынок другого государства, стараемся не только привнести что-то новое. Наша цель — верно подхватить то, что есть в традициях и культуре этой страны, этого рынка. Поэтому одно из направлений нашей деятельности развивать ма
ркетинг, хорошие креативные идеи. Мы будем очень рады, если читатели Day.Az напишут нам о своих каких-то интересных идеях, относительно того как правильно развивать азербайджанский рынок пива, что нового они хотят видеть как современные жители этой страны, что они видели в других странах и хотят видеть здесь, или что следует сохранить в культуре потребления пива здесь. Пишите нам на предприятие. Мы постараемся обязательно это учесть. Мы уверены, что в этом правильном сочетании и кроется будущий успех.

Источник: Suslo.ru — Новости и события пивной индустрии

Ещё об инвестициях и финансах

Carlsberg

Carlsberg

14 Янв 2008
Консорциум Carlsberg и Heineken 9 января 2008 года увеличил стоимость своего предложения для ...
подробнее