Зальют пивом

Оценивая темпы роста пивного экспорта в нынешнем году, с этими предложениями вполне можно согласиться: в сентябре на пресс-конференции ОАО «Крынiца» представители концерна «Белгоспищепром» обнародовали данные: за 8 месяцев рост экспорта в денежном выражении составил 226%. Цифра внушительная, если не рассматривать экспорт в натуральном выражении, — c января по август было экспортировано всего 364,2 тыс. дал. Статистика 9 месяцев свидетельствует о продолжившемся росте, но не оставляет никакой уверенности в том, что будет достигнут план 2008г. — почти 3 млн. дал. Уверенности остается еще меньше в отношении планов на будущие два года: даже от планируемого, невыполненного показателя 2008г. экспорт должен вырасти основательно — в два раза. Если же брать реальный показатель, который, скорее всего, будет колебаться в пределах 1 млн. дал, то в шесть.

Как сказал представитель маркетинговой службы одного из предприятий — лидеров белорусского пивоварения, «теоретически можно любой объем экспортировать, именно этим и занимаются чиновники — отписками… Прежде чем ставить такие задачи, надо элементарно просчитать все факторы — от ценового до маркетингового».

Глава одной из крупнейших компаний — импортеров пива называет экспортные планы отечественного пивоварения «абсолютной фантастикой, поскольку, во-первых, потребительские свойства белорусского пива не позволяют конкурировать с российским пивом. Во-вторых, нет серьезных финансовых вложений в продвижение продукта». К слову, этот поставщик согласился бы экспортировать белорусское пиво, но «моя-то цель заключается в зарабатывании денег, а мне никто не позволит этого сделать, мне никто не позволит иметь отсрочку платежа в 60 дней и не предоставит гарантированную возможность возврата просроченного пива».

Собеседник «БелГазеты» акцентирует внимание в первую очередь на «заинтересованности менеджмента госпредприятий отрасли в получении прибыли, чего сегодня нет». Отвечая на вопрос, в чем же заинтересованы руководители госпредприятий, ответ был исчерпывающим: «Да ни в чем!»

В т.ч. поэтому сомнительна результативность попыток ограничить импорт, что как будто бы должно подтолкнуть предприятия к созданию конкурентного продукта. Комментируя последствия введения перечня товаров «некритического импорта», импортер заявил, что «люди все равно будут покупать товар, в котором соотношение цены и качества оптимально, и пока оно выше у российского пивного продукта, никакие списки не принесут эффекта. Белорусские пивовары должны работать над конкурентоспособностью продукта, и они делают это, но как-то очень медленно, очень…».

На одном из пивзаводов согласны и с тем, что «над конкурентоспособностью продукта нужно работать бесконечно», и с тем, что делается это медленно, но приводят свои аргументы: «Как мы можем повышать конкурентоспособность белорусского пива, если наш солод дороже, чем российский?!»

Резонные опасения в отношении даже не наращивания экспорта, а просто его возможности внушает ограничение все того же «некритического импорта». Как полагает экономист Леонид Злотников, российский рынок, на долю которого приходится подавляющая часть экспорта, вполне может ответить теми же шагами: «Они элементарно могут ввести ограничения на белорусский импорт — и все, нам конец! Российский рынок будет поступать с нами так же, как мы с ним».

Источник: Suslo.ru — Новости и события пивной индустрии

Ещё об инвестициях и финансах